Цели, принципы и задачи государственного регулирования и надзора банковской деятельности

Страница 5

Системный подход к банковскому надзору означает, в первую очередь, подход к деятельности коммерческих банков как к разветвленной целостной системе, состоящей из отдельных базовых элементов (банков), связанных между собой сложными многоуровневыми отношениями. В этой общей системе формируются подсистемы по разным признакам: · размерам капитала и активов (крупные, средние, мелкие);· организационно-правовой форме (акционерные, паевые); · преимущественным сферам деятельности (коммерческие, ипотечные, экспортно-импортные и пр.);· принадлежности капитала (национальные, иностранные) и др. В свою очередь каждый отдельно взятый коммерческий банк (базовый элемент общей системы) также является сложной системой, подчиняющейся определенным закономерностям развития на отдельных фазах жизненного цикла. В силу этого системный подход к банковскому надзору предусматривает:· надзор за банковской системой в целом с учетом ее основных подсистем;· надзор за отдельно взятыми коммерческими банками. Каждая из этих разновидностей надзора имеет свои приоритеты, цели и задачи, а также инструментарий и механизм воздействия со стороны государственных органов.

Главная цель надзора за банковской деятельностью - сохранение общей стабильности денежно-кредитных рынков, предотвращение системных кризисов путем постоянного наблюдения за всем банковским сообществом и принятия своевременных корректирующих мер. Особое место в этом отводится механизму ранней диагностики.

К превентивным мерам общего характера, используемым органами надзора в Казахстане в целях обеспечения стабильности работы действующих кредитных организаций, относится и контроль за расширением их деятельности путем создания обособленных подразделений и расширения круга выполняемых операций, за реорганизацией кредитных организаций, изменениями в составе участников и исполнительных органов кредитных организаций и их филиалов. Действующие банки, ходатайствующие о расширении своей деятельности, должны располагать минимальным капиталом на соответствующий период размере. Их финансовое положение должно быть устойчивым, т. е. они должны выполнять обязательные резервные требования, соблюдать все экономические нормативы и другие требования АФН, не иметь убытков и задолженности перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами, выполнять технические и квалификационные требования [4, с.12].

Они также должны иметь соответствующую предполагаемому направлению деятельности структуру, включающую службу внутреннего контроля (внутренний аудит). Кредитная организация обязана информировать надзорные органы об изменениях в составе ее участников с предоставлением сведений об участниках, доля которых в уставном капитале банка превышает 5%. А также сообщать надзорному органу обо всех изменениях в персональном составе руководителей исполнительных органов и о замене главного бухгалтера. Если кандидаты на данные должности не отвечают требованиям, предъявляемым законодательством к данным категориям банковских работников, то АФН не дает согласия на подобные назначения.

Регулирование деятельности банков осуществляется как в отношении отдельного банка, так и на консолидированной основе, т.е. в отношении банковской группы.

В целях осуществления регулирования и надзора за банковской деятельностью Агентство:

1) определяет порядок выдачи и отказа в выдаче разрешения на приобретение физическими и юридическими лицами статуса крупного участника банка и банковского холдинга, на создание и приобретение банками дочерней организации, выдает либо отказывает в выдаче указанных разрешений;

2) устанавливает минимальные размеры собственного капитала баггков;

3) устанавливает требования по формированию резервного капитала банков;

4) утверждает пруденциальные нормативы и иные обязательные к соблюдению нормы и лимиты для банковских групп;

5) устанавливает порядок обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов);

6) устанавливает порядок классификации активов и условных обязательств и создания против них провизии. Порядок отнесения активов и условных обязательств к категории сомнительных и безнадежных определяется по согласованию с государственным органом, обеспечивающим налоговый контроль за исполнением налоговых обязательств перед государством;

7) ведет реестр банков и аудиторских организаций, имеющих лицензию на проведение аудита банков;

8) определяет порядок применения и принимает решение о применении к аффилированным лицам банка принудительных мер, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан;

9) принимает в случаях, установленных банковским законодательством Республики Казахстан, решение о консервации банка и назначает временную администрацию (временного управляющего банком);

10) принимает в случаях, установленных банковским законодательством Республики Казахстан, решение об отзыве лицензии на проведение всех или отдельных операций, предусмотренных банковским законодательством Республики Казахстан, и назначает временную администрацию (временного администратора);

Страницы: 1 2 3 4 5 6