Цели, принципы и задачи государственного регулирования и надзора банковской деятельности

Страница 2

Данные принципы были разработаны Базельским комитетом в близком сотрудничестве с органами банковского надзора 15 стран с нарождающейся рыночной экономикой и при плодотворных консультациях со многими органами банковского надзора во всем мире. Разработанные принципы представляют собой базовые элементы эффективной системы банковского надзора. Они носят всеобъемлющий характер и создают предпосылки для налаживания эффективного банковского надзора, лицензирования и создания структуры, введения разумных требований и правил регулирования, разработки методов текущего банковского контроля и информационных требований, определения формальных полномочий органов банковского надзора и организации банковского дела в международном масштабе

"Базельские основные принципы" призваны служить отправной точкой для органов банковского надзора и других государственных органов во всем мире. Темпы возможного введения соответствующих изменений будут варьировать, в зависимости от наличия у органов банковского надзора необходимых установленных законом полномочий. Там, где необходимы изменения в законодательстве, национальные законодательные органы призываются к безотлагательному рассмотрению вопроса о внесении таковых для обеспечения возможности применения Базельских принципов на практике.

Рассмотрим Базельские принципы в качестве предпосылок эффективного банковского надзора.

Эффективная система банковского надзора устанавливает четкие пределы ответственности и задачи каждого органа, связанного с надзором за банковскими организациями. Каждый из подобных органов должен обладать оперативной независимостью и надлежащими ресурсами. Необходимо также наличие соответствующей правовой основы банковского надзора, включая предоставление полномочий банковским организациям и текущий надзор за ними; полномочия по принудительному обеспечению соблюдения законодательства, а также решению проблем безопасности и обоснованности; и предоставлению гарантий правовой защиты органам банковского надзора. Следует наладить соответствующие механизмы обмена информацией между органами банковского надзора и обеспечения конфиденциальности подобной информации. Лицензирование и структура

Необходимо четко определить допустимые действия учреждений, получивших разрешение на банковскую деятельность и подлежащих банковскому надзору; использование термина "банк" в названиях учреждений должно максимальным образом контролироваться.

Предоставляющие лицензии органы должны иметь право устанавливать критерии и отклонять заявки учреждений, не отвечающих принятым стандартам. Процесс лицензирования как минимум должен включать в себя оценку структуры владения банковской организацией, ее директоров и высшего исполнительного руководства, ее оперативного плана деятельности и механизмов внутреннего контроля, а также оценку предполагаемого финансового положения этой организации, включая ее собственные средства; в тех случаях, когда предполагаемый владелец или головная организация представляют собой иностранный банк, необходимо получение предварительного согласия соответствующего органа банковского надзора этой страны.

Органы банковского контроля должны обладать полномочиями, рассматривать предложения по переводу значительной доли владения или контрольного пакета акций имеющихся банков другим сторонам и отказывать в подобном переводе.

Органы банковского контроля должны иметь полномочия по установлению критериев рассмотрения приобретений крупных компаний и активов или вложения большого капитала тем или иным банком и обеспечению такого положения, при котором филиалы компаний или корпоративные структуры не подвергали бы этот банк необоснованному риску или не препятствовали бы осуществлению эффективного контроля банковской деятельности.

Органы банковского надзора обязаны устанавливать для всех банков разумные и надлежащие требования в отношении наличия соответствующего минимального размера капитала. Подобные требования должны отражать принимаемые на себя банками риски и определять компоненты капитала, принимая во внимание способность этих банков, возмещать понесенные потери. По крайней мере, для банков, проводящих активную деятельность на международной арене, эти требования должны быть не ниже требований, установленных Базельским соглашением по капиталу и соответствующими поправками к этому соглашению.

Жизненно важная часть любой системы банковского надзора - оценка политики, практики и процедур банка, относящихся к предоставлению ссуд, займов и прочих кредитов, а также вложению капитала и текущему управлению кредитными и инвестиционными портфелями.

Органы банковского контроля должны убедиться в том, что банки устанавливают надлежащую политику, практику и процедуры оценки качества активов и соответствующие положения для адекватного обеспечения на случай потерь по кредитам и создания резервов для возмещения потерь по ссудам - и придерживаются им.

Органы банковского надзора должны убедиться в том, что банки обладают системами информации, позволяющими руководству определять концентрации в рамках различных портфелей, и органы контроля за банковской деятельностью должны устанавливать разумные лимиты с целью ограничения потерь банка при невыполнении обязательств отдельным заемщиком или группой взаимосвязанных заемщиков.

Страницы: 1 2 3 4 5 6