Цели, принципы и задачи государственного регулирования и надзора банковской деятельности

Страница 4

Органы банковского надзора должны добиваться того, чтобы местные операции иностранных банков проводились на уровне тех же высоких стандартов, соблюдение которых требуется от отечественных финансовых институтов, и должны обладать полномочиями предоставления информации органам банковского надзора стран национальной принадлежности этих банков в рамках информационных ресурсов.

Рассмотрим основные методы банковского надзора подробнее.

I. Пруденциальный (камеральный) надзор – это текущий контроль на регулярной основе, механизмом реализации которого является предоставление кредитной организацией различных видов отчётности регулируемой АФН.

Основные направления пруденциального банковского надзора:

1) проведение анализа деятельности кредитной организации и выявление проблемных банков;

2) установление и проверка соблюдения экономических норм;

3) анализ документов, предоставляемый кредитной организацией для регистрации и получения лицензии;

4) контроль за качеством руководящего состава кредитной организации; 5)Применение мер воздействия к кредитной организации.

II. Инспектирование на местах – представляет собой комплекс взаимосвязанных, целенаправленных мероприятий, реализацию уполномоченных подразделений АФН непосредственно к кредитной организации для определения соответствия выполняемых операций действующему законодательству и нормативно-правовым актам АФН и Национального Банка, а также для проверки достоверности предоставляемой отчётности и оценки реального финансового состояния банка.

Таким образом, надзор за банковской системой в широком плане распадается на три взаимосвязанных блока: макроэкономический анализ, мониторинг банковской системы, надзор за отдельным банком. Надзор должен быть нацелен в первую очередь на максимальное укрепление общественного доверия к банковской системе, предотвращение массовых банкротств банков.

Законом Республики Казахстан "О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций" от 4 июля 2003 года установлено, что регулирование и надзор финансового рынка и финансовых организаций осуществляет единый уполномоченный орган, определяемый Президентом Республики Казахстан (Агентство по государственному регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций).

Законом Республики Казахстан "О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций" были определены новые цели государственного регулирования и надзора на финансовом рынке и финансовых организаций:

1) обеспечение финансовой стабильности финансового рынка и финансовых организаций и поддержание доверия к финансовой системе в целом;

2) обеспечение надлежащего уровня защиты интересов потребителей финансовых услуг;

3) создание равноправных условий для деятельности финансовых организаций, направленных на поддержание добросовестной конкуренции на финансовом рынке.

Принципами государственного регулирования и надзора банков второго уровня являются:

1) эффективное использование ресурсов и инструментов регулирования;

2) прозрачность деятельности финансовых организаций и финансового надзора;

3) стимулирование управления финансовых организаций, основанного на оценке рисков;

4) комплексность мер по обеспечению защиты интересов потребителей финансовых услуг путем поддержки развития новых финансовых инструментов и услуг, а также внедрения современных технологий на финансовом рынке;

5) ответственность органов финансовой организации.

Задачами государственного регулирования и надзора банков второго уровня являются:

1) установление стандартов деятельности финансовых организаций, создание стимулов для улучшения корпоративного управления финансовых организаций;

2) мониторинг финансового рынка и финансовых организаций в целях сохранения устойчивости финансовой системы;

3) сосредоточение ресурсов надзора на областях финансового рынка, наиболее подверженных рискам, с целью поддержания финансовой стабильности;

4) стимулирование внедрения современных технологий, обеспечение полноты и доступности информации для потребителей о деятельности финансовых организаций и оказываемых ими финансовых услугах.

Решение большинства проблем банковского надзора видится в усилении системного подхода, преодолении обособленности отдельных подразделений надзорного блока, дальнейшем совершенствовании их деятельности. Коротко охарактеризуем возможные направления совершенствования банковского надзора на системной основе, имея в виду основные документы Базельского комитета.

Организации, которые не подпадают под определенные критерии, не имеют права заниматься банковским бизнесом. При рассмотрении заявок на выдачу лицензий органы банковского надзора внимательно анализируют минимальные размеры уставного капитала и структуру собственности банка; состав и персоналии директоров и высших менеджеров; оперативный финансовый план; организацию внутреннего управления; план развития банка на ближайшую перспективу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6