Государственные коммерческие банки

Среди коммерческих банков по форме собственности выделяют государственные, кооперативные и частные коммерческие банки.

Особенность государственного коммерческого банка заключается в том, что его уставный капитал принадлежит государству. Государственные коммерческие банки обеспечивают проведение политики государства в области кредитования хозяйства, оказывают влияние на инвестиционные, посреднические и расчетные операции, а через них — и на экономическое состояние клиентуры. Они обслуживают важнейшие отрасли хозяйства, определяющие положение страны в системе международных экономических отношений, кредитование которых недостаточно выгодно частному капиталу. Рыночная доля 10 крупнейших банков, контролируемых государством, – Сбербанка, Газпромбанка, ВТБ, Банка Москвы, Россельхозбанка, ВТБ 24, ВТБ Северо-Запад, Ак Барс банка, ТрансКредитБанка, Ханты-Мансийского Банка – на январь 2008 года составит 46% совокупных активов российской банковской системы. А «в общей сложности через госкорпорации и местные администрации государство контролирует более половины банковских активов. Новыми лидерами финансового рынка можно назвать Газпромбанк, группу ВТБ и Россельхозбанк. За 10 лет они выросли в разы. Так, ВТБ в 1998 году занимал всего 2,5% рынка, по данным МПФА, но путем поглощений размер его группы разросся до 8,6% рынка. Сбербанк контролирует 23–28% банковских активов. [3] Устойчивое развитие государственных банков отчасти обусловлена унаследованной советской инфраструктурой (многочисленная филиальная сеть) и государственными заказами на обслуживание государственных организаций и местных властей. С ростом мощи госбанков добавляется такой фактор, как «эффект масштаба», крупные банки имеют низкие удельные издержки и выход на дешевые международные займы. Специфика системы рефинансирования Банка России и поддержания ликвидности со стороны Минфина может привести к привилегированному положению госбанков и завышению издержек рефинансирования для остальных банков.