Направления совершенствования кредитования субъектов хозяйствования коммерческими банками

Страница 5

- прекращение контактов с работниками банка (например: отказы на приглашения посетить банк, от переговоров, кредитополучатель (лизингополучатель) не отвечает на телефонные звонки и др.);

- подтвержденная негативная информация о должнике из разных источников;

- негативные отклики в прессе (в том числе объявления о ликвидации, реорганизации, банкротстве).

Всю работу банка с проблемными кредитами можно разделить на несколько этапов.

Основной этап работы при проведении активных операций банка, подверженных кредитному риску — мониторинг.

Мониторинг (сопровождение) - непрерывное наблюдение за экономическими объектами, анализ их деятельности как составная часть управления. Это планомерный и систематический процесс контроля за реализацией сделки, своевременное выявление изменений в ходе ее и обоснованное принятие корректирующих действий, направленных на минимизацию потерь, связанных с кредитным риском.

Одной из важнейших задач мониторинга является своевременное выявление проблемной задолженности с целью минимизации убытков банка.

Функции служб учреждений банка по минимизации рисков возникновения проблемной задолженности на этапе мониторинга следующие:

- регулярный (как правило, ежеквартальный, ежемесячный, при необходимости, (по межбанковским сделкам) на текущую дату месяца) анализ финансово-хозяйственной деятельности должника (в том числе банков-должников);

- контроль за целевым использованием кредита (в объемах и сроках, предусмотренных кредитным договором);

- контроль за соответствием задолженности по кредиту наличию материального обеспечения (в соответствии с условиями кредитного договора, как правило, не реже одного раза в квартал);

- контроль за наличием и сохранностью залогового имущества и объекта лизинга в зависимости от вида имущества и условий заключенных договоров;

- контроль за полнотой и своевременностью исполнения обязательств по межбанковским операциям.

Таким образом, качественный мониторинг позволяет своевременно отследить негативные тенденции ухудшения финансово-хозяйственного положения должника, и своевременно прекратить проведение новых активных операций с ним.

В случае классификации задолженности как проблемной, весь комплекс мероприятий по ее погашению может быть разделен на два этапа;

- внесудебная (согласительная) процедура:

- судебный (принудительный) порядок.

Согласительная процедура работы с проблемной задолженностью включает в себя период с момента вынесения задолженности либо ее части на счета по учету просроченной задолженности и до момента исчерпания банком всех возможностей добровольного урегулирования с должником вопроса погашения проблемной задолженности и обращения в органы нотариата или обращения в суд.

Основные мероприятия, проводимые в рамках согласительной процедуры:

- предъявление учреждением банка платежного требования с предварительным акцептом;

- взыскание задолженности в установленном порядке с гаранта (поручителя); обращение с уведомлением к страховщику;

- погашение задолженности по договору путем заключения договоров об уступке требования, о переводе долга в установленном законодательством порядке;

- предоставление взамен исполнения обязательств отступного, заключение договора новации, зачет встречных однородных требований;

- изъятие (что должно быть предусмотрено договором финансовой аренды) у лизингополучателя объекта лизинга, являющегося собственностью банка (при наличии возможностей его последующей передачи в лизинг либо реализации и погашения, таким образом, задолженности по лизингу в части основного долга; или отсутствие реальных перспектив возмещения задолженности в денежной форме).

При неурегулировании (непогашении) задолженности в рамках согласительной процедуры возможны следующие решения:

1) обращение с иском в суд к должнику, поручителю; обращение в правоохранительные органы;

2) проведение иных мероприятий, не противоречащих законодательству.

Окончательное решение о дальнейшем ходе работы по взысканию просроченной задолженности с должника принимается руководителем учреждения банка.

Естественно, упомянутые в последнюю очередь мероприятия по ликвидации задолженности по кредиту являются крайней мерой банка, применяемой лишь в особых случаях, т.к. такие процедуры, являются весьма болезненными как для должника, так и для банка.

В связи с этим, одним из основных способов работы с проблемными кредитами является всесторонний мониторинг деятельности субъектов хозяйствования, в ходе которого банк имеет право потребовать от кредитополучателя разработки и представления в банк программы по текущему оздоровлению его деятельности. Причем программа должна содержать конкретные мероприятия, с указанием сроков, ответственных исполнителей и планируемого эффекта от их реализации. Кроме того, в процессе мониторинга банк:

Страницы: 1 2 3 4 5 6