Заключение

Работа по кредитованию начинается с организации договорных отношений банка с клиентом. При заключении кредитного договора, который выражает интересы сторон, их обязательства и экономическую ответственность, учреждения банка должны определить возможности экономического влияния через кредит и расчеты на эффективность хозяйствования клиента, банку следует проявить коммерческую заинтересованность в повышении доходности, как клиента, так и самого банка. В связи с этим можно определить значение кредитного договора, заключающееся в том, что он позволяет организовать экономические отношения субъектов экономической сделки как равноправных партнеров, имеющих общие экономические интересы по достижению максимального эффекта от кредитуемых хозяйственных операций. В условиях действия закона стоимости указанный эффект измеряется прибылью, которую можно рассматривать как интегрированный показатель эффективности банка и удовлетворения потребностей индивидуального заемщика. В этой связи важной является предварительная экономическая оценка финансового состояния ссудозаемщика, с учетом которой могут быть более конкретно выражены взаимные обязательства сторон, возможности достижения прочного финансового состояния, обеспечения возвратности кредита.

Поэтому тщательный отбор заемщиков и постоянный контроль за их финансовым состоянием составляет основу в кредитной политике банка. С переходом к рыночным отношениям возникла необходимость анализа кредитоспособности заемщика.

Анализ финансового состояния индивидуальных ссудозаемщиков осуществляется на основе среднего заработка. При этом важную роль играет моральный облик клиента, его репутация и история предыдущих кредитных отношений клиента с этим банком.

Кредитоспособность заемщика прогнозирует его платежеспособность на ближайшую перспективу. А между тем все показатели кредитоспособности, применяемые на практике, обращены в прошлое, так как рассчитываются по данным за истекшие периоды, что приводит к ограниченности значения данных показателей. Дополнительные сложности в определении кредитоспособности возникают в связи с существованием таких ее факторов, измерить и оценить значение которых в цифрах невозможно. Это касается в первую очередь морального облика, репутации заемщика, хотя и не только их. Кроме того, не отработаны качественные и действующие методики определения кредитоспособности и добросовестности заемщика по косвенным признакам. Да, на Западе применяется специальная скоринговая система тестирования, которая настроена на выявление нескольких параметров: размера, стабильности дохода клиента, на его кредитную историю. Но в России это не работает! Как правило, люди не декларируют полностью свои доходы. Кредитных историй тоже нет. В России, к сожалению, нет того уровня автоматизации страны, который, к примеру, имеется в США и совершенно легально используется банками страны для оперативного наведения справок о платежеспособности любого гражданина страны.

Решению вопроса сложности определения кредитоспособности индивидуального ссудозаемщика, по моему мнению, поможет создание кредитных бюро. В настоящее время Банком России рассматриваются вопросы о создании кредитных бюро, в которых бы аккумулировалась информация о финансовом состоянии заемщиков и их кредитной истории. Также я хотела бы посоветовать банкам не уповать на возможность получить достоверные сведения об уровне доходов клиентов с использованием официальных источников информации. Эффективнее контролировать и анализировать уровень их расходов! Наконец, значительные сложности порождаются инфляцией, искажающей показатели, характеризующие возможности погашения ссудной задолженности.