Взаимодействие пенсионного фонда россии с другими структурами

Страница 1

Экономической основой социального обеспечения нетрудоспособных граждан в России служит система государственного социального страхования. Она включает страхование по старости, инвалидности, потере кормильца, временной нетрудоспособности, безработице, медицинского обслуживания и т.д.

Для реализации всего комплекса правовых аспектов социального обеспечения по разным направлениям созданы государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд, фонд социального страхования, государственный фонд занятости населения, фонд обязательного медицинского страхования.

Доминирующее положение по объему средств и числу получателей в системе государственного социального страхования занимает пенсионное обеспечение, на нужды которого расходуется 72,5% всех поступающих страховых взносов. Численность получателей пенсий превысила в 2002 году 38,4 млн. человек.

При этом ключевая роль в реформируемой пенсионной системе отводится Пенсионному фонду России, поскольку он выполняет функции государственного страховщика по обязательному пенсионному страхованию граждан.

В процессе своей деятельности по управлению средствами пенсионного страхования ПФР взаимодействует с различными органами законодательной, исполнительной власти и другими организациями (см.схему).

До принятия в мае 2001 г. уточненной Программы пенсионной реформы, первым звеном которой стало объединение функций по назначению пенсий с ПФР, структура органов пенсионного обеспечения включала:

- ПФР, имеющий Отделения в каждом регионе;

- органы социального обеспечения населения, осуществляющие непосредственно назначение и выплату пенсий.

В настоящее время в процессе финансово-хозяйственной деятельности органы ПФР взаимодействуют со следующими организациями и учреждениями:

· Министерство по налогам и сборам, отделения которого осуществляют контроль за сбором и перечислением в ПФР средств через специальный счет ПФР в государственном казначействе;

· Центральный банк РФ, через расчетно-кассовые центры которого ПФР осуществляет основной объем финансовых операций, и в отделениях которого имеет свои счета;

· Федеральная служба почтовой связи, через отделения которой осуществляется выплата и доставка большинства видов пенсий (80%);

· региональные отделения Сбербанка России, которые также производят выплаты значительной части пенсий и пособий (20%);

· центральные и региональные органы Федерального казначейства, с которыми ПФР взаимодействует в процессе аккумуляции и перераспределения средств бюджета ПФР на выплату пенсий;

· финансово-кредитные учреждения, с которыми Пенсионный фонд и его региональные отделения взаимодействуют в работе по погашению просроченной задолженности плательщиков.

Организация управления средствами пенсионного страхования, по оценкам экспертов должна осуществляться органом, который отвечает следующим требованиям:

1. Организационная структура должна обеспечивать максимальную централизацию функций

и одновременно создавать возможность предоставления качественных услуг населению и страхователям, в том числе с учетом специфики обслуживаемого контингента граждан (пенсионеры, инвалиды).

2. Звенность территориальных органов в регионах должна учитывать размеры территории, плотность населения, состояние коммуникаций. Целесообразно по этим параметрам сгруппировать регионы в несколько категорий.

Взаимодействие ПФР с органами законодательной, исполнительной власти и др. организациями

3. Структура должна быть оптимизирована с точки зрения себестоимости деятельности территориальных органов.

Страницы: 1 2