Совершенствование банковского надзора в Республике Казахстан

Страница 5

Постановление разработано на основе международной практики по банковскому надзору, рекомендованной Базельским комитетом по банковскому надзору, и предусматривает требования к созданию в банках службы, в исключительную компетенцию которой входит осуществление внутреннего контроля за соответствием деятельности банка требованиям законодательства, в том числе нормативных правовых актов уполномоченного органа, а также внутренних правил и процедур банка.

Кроме того, проект предусматривает форму Отчета по выполнению критериев требований Инструкции к наличию системы управления рисками и внутреннего контроля, представляемого банками на ежегодной основе.

Необходимо также отметить о принятии Агентством постановления Правления от 27 октября 2006 года №229 "Об утверждении Инструкции о требованиях к договору на оказание аудиторской организацией сопутствующих услуг отдельным организациям", которое разработано в целях реализации положения законодательства Республики Казахстан, предусматривающего соответствие договора на оказание аудиторской организацией сопутствующих услуг банкам, банковским холдингам и организациям, в которых банк и (или) банковский холдинг являются крупными участниками, страховым (перестраховочным) организациям, накопительным пенсионным фондам требованиям, установленным уполномоченным органом. Данное постановление разработано с учетом международных стандартов аудита.

В 2008 году госфиннадзор будет в первую очередь сконцентрирован на выработке мер по оперативному выявлению рисков в финансовой системе. Основная роль в этом отводится деятельности наблюдателей агентства, направленных в комбанки, а также перспективе создания мобильных инспекторских групп. В агентстве не наблюдают влияния глобального кризиса ликвидности на другие сегменты финансового рынка, кроме банковского, более того, ожидают оживления на фондовом рынке.

По словам председателя Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Елены Бахмутовой, в банковском секторе ожидается замедление темпов роста кредитования, и потребителям следует быть готовыми к подорожанию банковских услуг в связи с сокращением кредитных ресурсов. Банки вынуждены придерживаться консервативной политики и пересматривать свою "кредитную политику в сторону ужесточения, т.е. предъявления более высоких требований к заемщику и его способности обслуживать полученный кредит. Банкам также придется обращаться к фондовому рынку за внутренними ресурсами, выпускать долговые ценные бумаги для привлечения средств, что приведет к оживлению в данном секторе, в особенности в связи с выводом инвестиций с рынка недвижимости.

На фоне снижения активности банковского сектора повышается роль паевых инвестиционных фондов, количество которых растет в связи с продолжающейся популяризацией инструментов коллективных инвестиций и выходом на рынок новых инвестиционных компаний, желающих привлекать средства в целях их дальнейшего инвестирования. В связи с последними событиями на мировых финансовых рынках, в текущем году деятельность Агентства, в первую очередь, будет сконцентрирована на выработке инструментов и методов для оперативного выявления рисков в финансовой системе.

Анализ опыта работы с проблемными организациями в период консервации показал необходимость совершенствования отдельных положений действующего законодательства. В связи с этим, Агентство разрабатывает законопроект, предусматривающий дополнительную защиту прав депозиторов банков второго уровня и вкладчиков накопительных пенсионных фондов, поддержание доверия к финансовой системе посредством определения механизма вывода активов и передачи обязательств проблемных организаций до или в период проведения консервации. Кроме того, данный документ предусматривает расширение компетенции уполномоченного органа в случае неисполнения акционерами финансовых организаций требований уполномоченного органа по улучшению финансового состояния финансовой организации. В законопроекте также определено ужесточение ответственности руководящих работников и установление дополнительных ограничений для акционеров - субъектов финансового рынка за доведение финансовой организации до неплатежеспособности в целях повышения ответственности за принятые обязательства. С учетом роста внешних обязательств банков второго уровня, расширения потребительского кредитования, значительной концентрации ссудного портфеля банков в кредитовании, связанном с финансированием операций с недвижимостью, расширением внешней экспансии, Агентством был предпринят ряд мер по предупреждению рисков, связанных с ними. Требования АФН с 1 апреля 2007 года позволяет банкам осуществлять адекватную оценку кредитного риска по ипотечным жилищным займам на основе дополнительных критериев к финансовому состоянию заемщика, ограничить влияние спекулятивного фактора, присутствующего на вторичном рынке жилой недвижимости на качество обеспечения банков на основе дополнительных критериев к оценке обеспечения, что, в свою очередь, дает возможность проводить более точную классификацию ипотечного жилищного займа.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8