Рекомендации БР по организации эффективного управления и контроля за ликвидностью в банке
Условием эффективного управления является наличие в КБ документа о политике в сфере управления ликвидностью, где должны быть определены требования к организации работы по управлению и предусмотрены, что Совет директоров своевременно получит информацию о состоянии ликвидности банка.
В рекомендациях раскрываются основные элементы документа о политике управления:
1) управленческий подход, т.е. в коммерческом банке должен быть создан специальный орган по управлению ликвидностью
· формализованное описание потребности в ликвидных средствах
· порядок проведения анализа состояния ликвидности
· требования к организации управления активами и пассивами
· процедура решения конфликта между ликвидностью и доходностью
· порядок составления краткосрочного прогноза ликвидности
· порядок восстановления ликвидности, разработка разных сценариев, в т.ч. наихудших для банка
2) В документе должен быть порядок оценки влияния на ликвидность валютных операций. Предельные значения коэффициентов дефицита ликвидности по каждой иностранной валюте и по всем.
3) положения, в которых определяется обязательное наличие информационных систем для сбора и анализа информации о состоянии ликвидности
4) перечень и содержание информации, которая достаточна для достижения адекватной ликвидности
5) раскрытие информации о состоянии ликвидности. БР считает, что публичное раскрытие информации является важным фактором в управлении ликвидностью, т.к. оказывает положительное влияние на участников рынка.
В ФЗ «О банках и банковской деятельности» ст.8 определено для банка независимо от организационно-правовой формы публичность следующей информации в ее деятельности:
При осуществлении банковских операций кредитная организация обязана по требованию физического или юридического лица предоставить лицензию на осуществление банковских операций, информацию о своей финансовой отчетности (бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках) и аудиторское заключение за предыдущий год, а также ежемесячные бухгалтерские балансы за текущий год.
За введение физических и юридических лиц в заблуждение путем не предоставления информации либо предоставления недостоверной или неполной информации кредитная организация несет ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Контроль за соблюдением процедуры управления ликвидностью должен быть возложен на руководителей подразделений внутреннего контроля. Должны быть специальные сотрудники, которые отвечают за состояние ликвидности банка.
В рекомендации Банка России определены возможные действия (меры) по восстановлению ликвидности:
· увеличение уставного капитала
· получение субординированных займов
· реструктуризация активов и обязательств
· привлечение краткосрочных кредитов (на МБР) или депозитов;
· привлечение долгосрочных кредитов и депозитов
· ограничение кредитования
· снижение расходов (в т.ч. на зарплату)
В рекомендациях определена роль ТУ БР в контроле за риском ликвидности. ТУ БР должно оценить эффективность политики, определить адекватность требований документа и характеристику рисков ликвидности; оценить эффективность службы внутреннего контроля и эффективность реализации этого документа.