Рекомендации БР по организации эффективного управления и контроля за ликвидностью в банке

Условием эффективного управления является наличие в КБ документа о политике в сфере управления ликвидностью, где должны быть определены требования к организации работы по управлению и предусмотрены, что Совет директоров своевременно получит информацию о состоянии ликвидности банка.

В рекомендациях раскрываются основные элементы документа о политике управления:

1) управленческий подход, т.е. в коммерческом банке должен быть создан специальный орган по управлению ликвидностью

· формализованное описание потребности в ликвидных средствах

· порядок проведения анализа состояния ликвидности

· требования к организации управления активами и пассивами

· процедура решения конфликта между ликвидностью и доходностью

· порядок составления краткосрочного прогноза ликвидности

· порядок восстановления ликвидности, разработка разных сценариев, в т.ч. наихудших для банка

2) В документе должен быть порядок оценки влияния на ликвидность валютных операций. Предельные значения коэффициентов дефицита ликвидности по каждой иностранной валюте и по всем.

3) положения, в которых определяется обязательное наличие информационных систем для сбора и анализа информации о состоянии ликвидности

4) перечень и содержание информации, которая достаточна для достижения адекватной ликвидности

5) раскрытие информации о состоянии ликвидности. БР считает, что публичное раскрытие информации является важным фактором в управлении ликвидностью, т.к. оказывает положительное влияние на участников рынка.

В ФЗ «О банках и банковской деятельности» ст.8 определено для банка независимо от организационно-правовой формы публичность следующей информации в ее деятельности:

При осуществлении банковских операций кредитная организация обязана по требованию физического или юридического лица предоставить лицензию на осуществление банковских операций, информацию о своей финансовой отчетности (бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках) и аудиторское заключение за предыдущий год, а также ежемесячные бухгалтерские балансы за текущий год.

За введение физических и юридических лиц в заблуждение путем не предоставления информации либо предоставления недостоверной или неполной информации кредитная организация несет ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Контроль за соблюдением процедуры управления ликвидностью должен быть возложен на руководителей подразделений внутреннего контроля. Должны быть специальные сотрудники, которые отвечают за состояние ликвидности банка.

В рекомендации Банка России определены возможные действия (меры) по восстановлению ликвидности:

· увеличение уставного капитала

· получение субординированных займов

· реструктуризация активов и обязательств

· привлечение краткосрочных кредитов (на МБР) или депозитов;

· привлечение долгосрочных кредитов и депозитов

· ограничение кредитования

· снижение расходов (в т.ч. на зарплату)

В рекомендациях определена роль ТУ БР в контроле за риском ликвидности. ТУ БР должно оценить эффективность политики, определить адекватность требований документа и характеристику рисков ликвидности; оценить эффективность службы внутреннего контроля и эффективность реализации этого документа.