Развитие электронной торговли

Страница 3

В то время как в мировой среде Интернет-трейдинг развивался и расширялся, российский рынок переживал кризис 1998 года. Как это не парадоксально звучит, но основной толчок к развитию интернет-трейдинга в России был дан именно в это время. Основными участниками фондового рынка до кризиса были западные участники плюс наши профессиональные участники, некоторые юридические лица, на счетах которых были достаточно серьезные суммы. В то время чтобы стать клиентом у крупного брокера, надо было иметь на счете не менее $200 тыс. Кризис больно ударил по всем, клиентов с такими суммами стало значительно меньше, пропал оптимизм. После кризиса 1998 года будущее казалось туманным и неизвестным. Предпосылки создания электронных систем появились уже с самого начала формирования в России финансовых рынков[11], но первые предложения интернет-систем на рынке появились, как только набрал обороты рынок ГКО. Однако эти системы не получили большого распространения: состояние Интернета и уровень доверия к нему инвесторов препятствовали этому, к тому же эти начинания не были поддержаны биржами. После кризиса 1998 г. брокеры сначала были готовы бороться за любые суммы, но розничный бизнес оказался слишком дорогим и не очень прибыльным. Клиенты с суммой счета меньше 50 тыс. долл. оказались совершенно невыгодны и неинтересны для брокеров, управляющих и депозитариев. Вместе с тем, на бирже появилась технология, благодаря которой брокеры смогли подключиться к ней через специальный шлюз, и смогли подключать своих клиентов, которые через Интернет в режиме реального времени смогли выставлять заявки и заключать сделки прямо на бирже.

Попытки создания Интернет-систем появились в 1997 году – ГУТА-банк ввел в эксплуатацию систему Remote. Она стала первой автоматизированной системой брокерского обслуживания, работающей через Интернет в России. С появлением электронной брокерской системы, многие, особенно средние и мелкие, инвесторы получили возможность использовать интерактивный способ ведения торгов ценными бумагами: получать рыночную информацию в режиме реального времени и посылать свои заявки на покупку или продажу ценных бумаг брокеру с использованием компьютера, а не передавать ее по телефону. Однако, несмотря на то, что на Западе электронные брокерские системы существуют с 1992 года, и их преимущества по достоинству оценены инвесторами, в России до 1999 года Remote trader являлась практически единственной коммерчески используемой системой Интернет-трейдинга.

В 1999 году Московская межбанковская валютная биржа подключила к своей торговой системе электронную брокерскую систему "Алор-Трейд". Клиенты ММВБ получили возможность посылать приказ в виде текстового файла со своего компьютера через Интернет. Через несколько месяцев вышло еще несколько аналогичных электронных систем, и все они со временем для перевода трансакций стали использовать обычные интернет-каналы.

Интернет-брокерские системы фактически представляли собой удаленные интернет-терминалы ММВБ[12]. Это было возможным благодаря структуре рынка ценных бумаг России, имеющего спекулятивный характер, а также доминирующим позициям ММВБ. Обслуживая относительно небольшое количество инвестиционных счетов, российские интернет-торговые системы предоставляли своим клиентам возможности, вполне сопоставимые с теми, что имеет трейдер, работая у биржевого терминала. Этим они отличались от аналогичных систем на Западе, ориентированных на инвесторов, совершающих не более одной - двух сделок в месяц, но обслуживающих сотни тысяч счетов.

Позже появились системы, поддерживающие алгоритмы маржинального кредитования. Это стало возможным благодаря тому, что активы клиентов брокера учитывались на ММВБ на едином сводном счете. Потребовались дополнительные функции системы – расчет достаточности собственных активов клиента для обеспечения своих обязательств перед брокером, контроль сложной системы лимитов, ограничивающий риски брокера.

Страницы: 1 2 3 4 5