Перспективы развития банковской системы в России в условиях антикризисных программ.

Осенью 1998 года новое Правительство и новое руководство Центрального банка оказались перед сложнейшей проблемой вывода банковской системы России из кризисного положения.

[7]Первыми шагами было проведение так называемых “расшивок” неплатежей в банковском секторе. В результате практически 75% средств, заблокированных в коммерческих банках после августовского кризиса, были проведены по счетам и переведены получателям.

В ноябре создается Агенство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). Основной задачей этого учреждения будет являться санация коммерческих банков.

Для этого предполагается (частично эти планы уже начинают реализовываться) разделить все имеющиеся кредитные организации на четыре группы:

- не имеющие проблем;

- стабильные региональные коммерческие банки, которые будут опорными в возрождаемой банковской системе России;

- крупные кредитные организации, ставшие несостоятельными после августа 1998 года, но которым будет выделена госпомощь в силу их высокой социальной значимости;

- разорившиеся банки, не имеющие перспектив и поэтому подлежащие закрытию.

Центральный банк планирует проводить также дополнительные меры по реструктуризации ГКО и ОФЗ, возобновлению рынка государственных ценных бумаг.

До начала 2001 года приостановлены требования о доведении минимального размера собственных средств действующих коммерческих банков до 1 млн. ЭКЮ.

Ведутся переговоры с иностранными инвесторами по вопроосам исполнения форвардных контрактов, заключенных российскими коммерческими банками. В качестве одного из вариантов возврата долгов может использоваться их переоформление в доли акционерного капитала для передачи иностранным кредиторам.

Центральный банк России намерен ускорить разработку нормативной базы регулирования деятельности коммерческих банков на основе рекомендаций международного Базельского комитета по банковскому надзору, сделать прозрачной финансовую отчетность банков на базе мировых стандартов бухучета. Планируется ввести их в полном объеме с 1 июля 1999 года.

Предполагается создать несколько специализированных “банковских регистраторов” для ведения реестров акционеров всех коммерческих банков.

Будут ужесточены лицензирование и надзор за банковскими холдингами, а также участием коммерческих банков в финансово-промышленных группах.

Планируется полностью восстановить рыночную систему рефинансирования банков.

Кроме того, ведется работа над созданием средне- и долгосрочной программы развития банковского сектора России.

Если не произойдут разрушительные внутренние или внешние политические катаклизмы, российская банковская система имеет перспективы возрождения и дальнейшего успешного развития, поскольку даже в современной кризисной обстановке немало кредитных институтов, преодолевая трудности, добиваются хороших результатов.

Банковская система может и должна стать реформатором отечественной экономики, помогая ей интегрироваться в мировые рыночные связи.