Основные направления совершенствования кредитной работы с населением: проблемы и перспективы

Страница 1

Одна из основных функций банковской системы состоит в финансировании инвестиционных потребностей реального сектора экономики. Однако в настоящее время российские банки недостаточно эффективно реализуют функции кредита, перераспределяя доступные им национальные кредитные ресурсы. Объем средств, направленный в реальный сектор экономики, не превышает по оценкам специалистов 20% от общего объема кредитов. Выдача ссуд утрачивает свое значение как источника пополнения средств. Процентная политика коммерческих банков должна быть такой, чтобы кредиты были экономически выгодны как для банков, так и для конечных заемщиков [8, 109]

Положение в реальном секторе экономики во многом влияет на величину просроченной задолженности в общем объеме кредитных вложений (до 20%). Значительное количество кредитов пролонгируется. Созданные банками резервы на возможные потери по ссудам составляют 58% от просроченной задолженности и лишь 45% от убытков, понесенных банками с учетом процентов по просроченным ссудам [4, 199]

Для большинства пользователей кредита процентные ставки за его пользование относительно высоки, поэтому являются причиной роста платежей, развития псевдокредитных отношений. Конечно, сейчас возможности Банка России в регулировании процентных ставок коммерческих банков ограничены законодательством. Но, по словам, В.В. Геращенко председателя Банка России, меры по регулированию денежного предложения и процентная политика самого Банка России будут направлены на вывод в перспективе реальных процентных ставок коммерческих банков на низкий положительный уровень. В условиях кризиса и отсутствия возможностей получения дохода от операций и финансовых рынках операции по кредитованию особенно физических лиц и малого предпринимательства, становятся наиболее привлекательными для банков. В связи с этим Банком России рассматриваются вопросы о создании кредитных бюро, в которых бы аккумулировалась информация о финансовом состоянии заемщиков и их кредитной истории [5, 108]

Сумма баллов по всем признакам сравнивается с неким критическим значением, и в зависимости от результатов сравнения клиент признается либо кредитоспособным, либо некредитоспособным. Какие же проблемы возникают при такой процедуре отбора клиентов?

Во-первых, довольно сложно грамотно учесть все ключевые признаки клиента, так как многие из них плохо формализуемы.

Во-вторых, балльные оценки признаков, как правило, достаточно субъективны. Так, мужчина и женщина получают разные баллы при оценке кредитных рисков. При этом количественные значения этих баллов формируются либо экспертным путем, либо по весьма субъективным расчетным схемам. На наш взгляд, в подобной ситуации, можно было бы повысить объективность балльных оценок, вычисляя их на основе ретроспективной информации о невозвратных клиентами полученных кредитов. В этом случае балльная оценка представляла бы собой процент возвращенных кредитов среди мужчин и женщин. Однако и такая процедура не устраняет размытости балльных характеристик, так как период усреднения ретроспективных данных может быть различным и выбирается субъективно. Между тем искомые баллы сильно зависят от значения анализируемого периода.

Страницы: 1 2 3 4 5