Основы банковского сектора Китая и текущее его состояние

Страница 1

Банковский сектор - совокупность финансово-кредитных учреждений, предоставляющих клиентам более узкий круг банковских услуг по сравнению с коммерческими банками. [1]

Китай добился столь колоссальных успехов в развитии своей экономики благодаря взвешенной и оригинальной комплексной реформе своего хозяйства, которую начал Дэн Сяопин в 1978 г. Начата реформа была с "четырех модернизаций": в сельском хозяйстве, промышленности, военной сфере и в науке. С точки зрения китайского руководства, разумным шагом было исключить на первых порах банковский сектор из программы реформирования, чтобы за его счет обеспечить социальную стабильность экономических реформ.

Абсолютный приоритет был отдан реформированию госпредприятий. Следовательно, весь финансово-банковский сектор оставался в руках государства. Следствием политики экономических реформ стал значительный экономический подъем, продолжавшийся несколько десятилетий.

Государственные банки занимали строго регламентированное место в стратегии проводимых реформ. Как и во всех странах социалистического лагеря, в Китае существовала одноступенчатая банковская система. Центральный банк и государственные банки были частью централизованного аппарата государственного планирования. В задачи, стоящие перед банками в тот период, входило выполнение обязанностей по финансовому обеспечению политических и экономических планов государства, поддержанию стабильности государственных предприятий, предотвращению неконтролируемой безработицы и, следовательно, обеспечению необходимой экономической безопасности проводимых реформ. От назначенных государством банкиров требовалось лишь финансирование реформ, т.е. аккумуляция сбережений населения и их распределение в соответствии с проводимой государством экономической политикой.

Китайские государственные банки успешно выполнили порученное им задание по финансированию социально приемлемых реформ. Они функционировали в качестве semi fiscal agencies (полуфинансовых организаций) и систем монетарного обеспечения для предотвращения неконтролируемой безработицы и социальных напряжений. С точки зрения правительства КНР, подобное финансирование из "вторичной казны" более десятилетия оказывало стабилизирующее воздействие на всю экономическую систему страны. Государственные банки должны были выделять кредиты госпредприятиям и субъектам государственной и коммунальной инфраструктуры без оценки их кредитоспособности. Это обеспечивало сравнительно безболезненный переход к новой экономике, в то время как банки в результате спускаемых государством разнарядок по кредитованию ("guided lending") вынуждены были увеличивать объемы безнадежных долговых обязательств.

Безнадежные долги, т.е. выданные банками под давлением правительства государственным предприятиям, провинциям и коммунам кредиты и дотации, росли из года в год. Они стали основным фактором риска в китайской банковской системе и создали серьезную опасность для всей политики экономических реформ. Долгое время не было официальных данных об объеме подобных безнадежных долговых обязательств, накопившихся у государственных банков.

Высказывались предположения, что они составляли от 25 до 50% кредитного капитала банков. [2] В результате балансы банков оказались "нездоровыми", большая часть активов обесценилась, а вклады населения лишились обеспечения. Всеобщего краха банковской системы тем не менее не произошло. Но в период с середины до конца 1990-х гг. не исключалась возможность банкротства государственных банков вследствие их политической "заангажированности" и огромного объема безнадежных долгов.

Однако правительство Китая своевременно осознало серьезность положения в банковской сфере (чему способствовали и результаты анализов, проводимых зарубежными финансовыми институтами) и в 1997 г. приступило к реформированию банковского сектора. Изменение стратегии реформ в целях оздоровления банковского сектора было максимально ориентировано на переход к рыночной экономике. При этом политическая власть в банковском секторе должна быть ограничена, а полномочия и свобода в принятии решений государственных банков - расширены. Главная составляющая концепции - замена системы политических указаний и регулирований системой косвенного управления на основе директив "сверху" в сочетании с эффективной системой банковского надзора. Основной целью всех изменений и рыночных нововведений является сохранение общей целостности монетарной системы и предупреждение финансовых, банковских и валютных кризисов, которые происходили в Японии, России и Аргентине.

Страницы: 1 2 3 4 5