Нормативное регулирование бухгалтерского учета в страховых организациях

Страница 1

Согласно требованиям Федерального Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации», все предприятия, организации и объединения страховщиков, включая предприятия с участием иностранных инвесторов и предприятия, которые полностью принадлежат иностранным инвесторам, должны вести бухгалтерский учет в соответствии с общим концептуальным подходом, принятым в стране и нести ответственность за соблюдение порядка ведения учета и отчетности [3; с. 103].

Система бухгалтерского учета страховых организациях базируется на общепринятых в мировой практике принципах: сплошное документирование, инвентаризация, обобщение информации на счетах, двойная запись, составление баланса и отчетности [3; с. 103].

Страховая компания, осуществляя организацию бухгалтерского учета, самостоятельно может установить:

· учетную политику;

· организационную форму бухгалтерской работы (исходя из конкретных условий хозяйствования);

· форму и методы бухгалтерского учета, технологию обработки учетной информации, основываясь на действующей в Российской Федерации формах и методах при соблюдении методологических принципов;

· систему внутрипроизводственного (управленческого) учета, отчетности и контроля.

Таким образом, страховая компания может выделять на отдельный баланс свои хозяйства, филиалы, представительства, отделения.

В соответствии с п.1. ст.2 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. №172-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон № 172-ФЗ), страховые организации, созданные до вступления в силу указанного Федерального закона, обязаны до 1 июля 2006 года сформировать свои уставные капиталы в размере двух третей установленного минимального размера уставного капитала страховой организации, с учетом требований п.3 ст. 25 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон « 4015-1), а именно:

· для осуществления страхования объектов личного страхования (кроме страхования жизни) и (или) объектов имущественного страхования – в размере двух третей от 30 млн. руб. (20 млн. руб.);

· для осуществления страхования объектов личного страхования (включая страхование жизни) – в размере двух третей от 60 млн. руб. (40 млн. руб.)

· для осуществления перестрахования, а также страхования в сочетании с перестрахованием – в размере двух третей от 120 млн. руб. (80 млн. руб.)

В связи с этим 22 февраля 2006 года Федеральной службой страхового надзора РФ (далее – ФССН РФ) страховым организациям было разослано Информационное письмо №2442/03, содержащее список документов, подтверждающих формирование уставного капитала в требуемом размере, которые, необходимо представить в ФССН в срок до 1 июня 2006 года.

В настоящее время в деятельности страховых компаний сформировалась четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета [2; с. 98].

Первый (законодательный) уровень представлен Федеральными законами, постановлениями Правительства, указами Президента, которые прямо или косвенно регулируют постановку бухгалтерского учета на предприятиях. Документами этого уровня являются Федеральные законы «Об организации страхового дела в Российской Федерации», «О бухгалтерском учете», «Об акционерных обществах» и другие. Федеральным законом «О бухгалтерском учете» общее методологическое руководство бухгалтерским учетом на любом функционирующем в Российской Федерации предприятии, возложено на Правительство российской Федерации. Федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета Центральному банку Российской Федерации, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Департаменту надзора за страховой деятельностью Минфина РФ. При этом нормативные акты и методологические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые этими органами, не должны противоречить нормативным актами и методическим указаниям Минфина РФ.

Второй (нормативный) уровень составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, в которых излагаются принципы и основные правила бухгалтерского учета. Это утвержденные Минфином РФ Положения по бухгалтерскому учету.

Третий (методический уровень) образуют инструкции, рекомендации, то есть методические указания по введению бухгалтерского учета, которые принимаются Минфином РФ, Федеральными органами исполнительной власти. К документам этого уровня относятся план счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, методические указания по учету основных средств.

Страницы: 1 2 3 4