Налоговый учет ценных бумаг

Если в бухгалтерском учете ценные бумаги учитываются по первоначальной стоимости, то в налоговом учете первоначальная стоимость ценных бумаг не формируется. Расходы на приобретение ценных бумаг учитываются при формировании налоговой базы в момент их реализации (прочего выбытия) (п. 2 ст. 280 НК РФ). Поэтому организации нужно разработать специальный регистр налогового учета, в котором будет собираться информация обо всех расходах, связанных с приобретением ценных бумаг. При выбытии ценных бумаг расходная часть налоговой базы будет формироваться на основании данных этого регистра.

Иногда возникает ситуация, при которой при операции с государственной ценной бумагой возникают два вида дохода, облагаемых по разным налоговым ставкам:

— по льготной ставке;

— по общеустановленной ставке.

Общеустановленной ставкой облагаются "торговые разницы" – разницы между средневзвешенной ценой (ценой покупки) и номиналом (ценой продажи), поскольку согласно статьям 43 и 281 НК РФ этот доход в целях налогообложения прибыли не относится к процентному доходу.

Разница между номинальной стоимостью облигаций федерального займа и стоимостью их первичного размещения определяется как средневзвешенная цена на дату, когда выпуск ценных бумаг признается размещенным, но не является процентным доходом по государственной ценной бумаге, поэтому не подлежит налогообложению на конец отчетного периода. Стоимость приобретения облигаций федерального займа при размещении признается расходом согласно статьи 329 НК

РФ при их реализации или выбытии. Возникающая положительная или отрицательная разница между ценой реализации и приобретения без учета НПД является прибылью или убытком от реализации ценных бумаг. Но в этом случае к полученной разнице не применяются положения пункта 6 статьи 271 и статьи 328 НК РФ.

При налогообложении сделок по реализации ценных бумаг цена эмиссионных государственных и муниципальных ценных бумаг учитывается без процентного (купонного) дохода, который облагается по ставке иной, чем предусмотрена пунктом 1 статьи 284 НК РФ, приходящегося на время владения этими ценными бумагами, выплата которого предусмотрена условиями выпуска такой ценной бумаги.

Налог по доходам в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам полностью перечисляется в федеральный бюджет.

Обязанность по уплате налога на прибыль с доходов в виде процентов по ценным бумагам, являющимся предметом операции РЕПО, которая установлена с1 января 2006г., возложена на продавца по первой части РЕПО, за исключением случая, когда у продавца по первой части РЕПО проданные ценные бумаги приобретены по другой операции РЕПО.

Покупатель по первой части РЕПО, открывающий короткую позицию, за время ее открытия производит начисление расхода в виде процентного (купонного) дохода (дисконта) по долговой ценной бумаге исходя из условий ее выпуска на отчетную дату или дату закрытия позиции. Начисленный (полученный) процентный доход по государственным и муниципальным ценным бумагам, имеющимся у налогоплательщика, облагаемый по иной, чем общеустановленная, ставке налога, уменьшается на сумму процентного (купонного) дохода, определенного в качестве расхода за время открытия короткой позиции (ст. 282 НК РФ). Другими словами, НКД по государственным ценным бумагам разрешается зачесть как расходы в пределах процентных доходов, которые являются предметом заполнения листа 04 декларации (за исключением доходов, облагаемых по ставке 0 процентов). Для НКД по корпоративным долговым ценным бумагам такого ограничения нет.