Кредитная политика коммерческого банка

Страница 2

а) функциональные звенья, участвующие в кредитном процессе, и их полномочия;

б) порядок разрешения ссуды;

в) инструкции по организации кредитования;

г) методические указания по анализу кредитоспособности клиентов;

д) методические указания по анализу кредитного портфеля;

е) методические указания по анализу выполнения кредитных договоров.

Кредитная политика утверждается Правлением Банка и содержит следующую информацию:

¾ цели кредитной политики Банка;

¾ направление кредитной работы Банка:

· приоритетные секторы клиентской базы для осуществления кредитных вложений;

· основные виды банковских продуктов;

· приоритетные направления кредитования;

· сроки кредитования;

· обеспечение кредитов.

¾ неприоритетные виды кредитов;

¾ политика банка в области принятия кредитных решений:

· органы, принимающие кредитные решения;

· состав Кредитных комитетов.

Кредитная политика Банка подлежит регулярному пересмотру и при необходимости корректировке. Вопросы организации кредитной работы Банка, осуществления отдельных видов кредитных сделок регламентируются положениями, порядками, инструкциями и другими нормативно- технологическими документами. Данные документы являются частью кредитной политики банка.

Коммерческие банки в соответствии со своей спецификой разрабатывают общие принципы кредитной политики (в мировой практике - меморандум о кредитной политике), формируют ее главную цель, основные направления кредитования. Кредитные операции связаны с риском, степень которого в РФ в условиях спада производства, нестабильности экономики растет. Это определяет необходимость формирования качественного кредитного портфеля банка, в котором должна быть меньше доля более рискованных операций, несмотря на то, что в ряде случаев такие операции могут быть более прибыльными для банка. Степень риска должна соответствовать обычной норме доходности по ссудам с учетом стоимости кредитных ресурсов и административных издержек банка. При определении кредитной политики следует ориентировать кредитную стратегию на диверсификацию как состава клиентов, так и спектра предоставляемых им ссуд, что необходимо в условиях конкуренции. [4, с. 75]

Совершенствование практики кредитования требует разработки оптимальной для банка организации кредитования. В этих целях банки, имеющие в своем аппарате квалифицированных и профессиональных банковских работников, уделяют внимание поиску оптимальных вариантов методики расчета кредитоспособности заемщиков, правил кредитования. Организация кредитования должна обеспечивать безусловный возврат ссуд, целевой характер их использования, стимулирование роста объема производства продукции, удовлетворяющей потребности общества, и увеличение доли кредитных вложений, направляемых на инвестиционные проекты в перспективные высокоэффективные отрасли. Общие ориентиры и рекомендации должны давать возможность инициативной работы практических работников, занимающихся отбором конкретных кредитных проектов и выработкой условий кредитных договоров. При этом можно определить предельные суммы кредитов, решения по которым принимаются сотрудниками разных должностных категорий. Кредитная политика банка разрабатывается также на основе положений экономической и денежно-кредитной политики государства, сложившейся хозяйственной ситуации в данном регионе.

Кредитная работа банков направлена на достижение следующих целей:

- привлечение на постоянное обслуживание надежных и рентабельных клиентов-заемщиков и вкладчиков;

- формирование кредитного портфеля банка, диверсифицированного по клиентам, отраслям экономики, кредитным продуктам и рискам;

- получение прибыли от кредитных операций при допустимом уровне кредитного риска в соответствии с действующим законодательством и нормативными документами банка.

Организация кредитной работы в банках должна строиться на индивидуальном подходе к каждому клиенту или группе однотипных клиентов с целью нахождения экономически обоснованной и взаимовыгодной схемы кредитования каждого проекта.

Кредитование является одним из видов банковского обслуживания, предлагаемого клиентам банка. Приоритетом в кредитном обслуживании пользуются те клиенты банка, которые наиболее полно используют весь спектр услуг банка, проводят все свои денежные операции через счета, открытые в банке, а также приобрели солидную безупречную кредитную историю в банке. [5, с. 48]

Предприятиям и организациям, не являющимся клиентами банка, кредитные услуги, как правило, не предоставляются.

Страницы: 1 2 3