Банковская система Республики Беларусь на современном этапе

Страница 10

Ликвидационная комиссия создается органом, принявшим решение о ликвидации. Ликвидационная комиссия производит оценку финансового состояния банка и удовлетворяет требования вкладчиков и кредиторов банка в порядке очередности, установленной ст. 105 Банковского кодекса:

- в первую очередь возвращаются вклады физических лиц и начисленные по ним проценты, а также удовлетворяются требования по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью;

- во вторую очередь погашаются задолженности по взысканию алиментов, по заработной плате работникам банка, а также выплате выходных пособий;

- в третью очередь погашается задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды;

- в четвертую очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого банка;

- в пятую очередь возвращаются вклады юридических лиц и начисленные по ним проценты;

- в шестую очередь удовлетворяются требования Национального банка по кредитам, предоставленным банку в порядке рефинансирования;

- в седьмую очередь - требования всех остальных кредиторов.

Требования вкладчиков и кредиторов каждой последующей очереди удовлетворяется после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. В случае недостаточности имущества для погашения требований кредиторов ликвидационная комиссия подает иск о банкротстве банка. Процедура банкротства осуществляется в соответствии с законодательством о банкротстве [29, с.8].

В отличие от ликвидации при реорганизации банков, по общему правилу, осуществляется переход прав и обязанностей в порядке правопреемства. В связи с этим в соответствии со ст. 102 Банковского кодекса при реорганизации банков путем слияния, присоединения или преобразования к вновь созданному банку переходят в порядке, установленном Национальным банком, все лицензии, которые имели реорганизованные банки. При разделении и выделении Национальный банк решает вопрос о выдаче лицензий образованным в результате такой реорганизации банкам, принимая во внимание лицензии, на основании которых действовал реорганизованный банк.

Реорганизация банка может быть осуществлена по решению учредителей (участников), а в случаях и порядке, установленных законодательством Республики Беларусь, - по решению уполномоченных государственных органов, в том числе суда (7, п. 67).

Банковским законодательством установлены специфические особенности реорганизации банков в той или иной форме.

В частности, слияние возможно только банка с банком, при добровольном слиянии только с письменного разрешения Национального банка, присоединение банка допускается только к другому банку (присоединиться же к банку может как банк, так и небанковская кредитно-финансовая организация).

Разделение и выделение банков допускается при условии, если уставный фонд банков, созданных в результате реорганизации, остается в пределах минимально установленного размера уставного фонда для банков. В случае если разделение или выделение влечет уменьшение уставных фондов, создаваемых в результате реорганизации банков по сравнению с уставным фондом реорганизуемого банка, необходимо уведомление кредиторов реорганизуемого банка, которые вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств, должником по которым является этот банк, и возмещения убытков.

Банк может быть преобразован в небанковскую кредитно-финансовую организацию при отзыве у него лицензии на осуществление банковских операций, характеризующих банк как юридическое лицо, т.е. на привлечение денежных средств физических и / или юридических лиц во вклады, размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет, открытие и ведение банковских счетов, при сохранении лицензии на осуществление других банковских операций. В случае отзыва лицензии на осуществление всех видов банковских операций при условии полного выполнения всех обязательств перед вкладчиками и кредиторами банк может быть преобразован в любую иную коммерческую организацию.

Банк считается прекратившим свое существование с момента внесения об этом записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [29, с.8].

Кроме банков в большинстве стран мира (например, США, Япония) существуют и так называемые парабанковские организации. Они функционируют в относительно узких сферах рынка банковских услуг, где требуются специальные знания и особые технические приемы. К парабанковским можно отнести, например, ссудо-сберегательные учреждения, общества взаимного кредитования, кредитные союзы и т.п.

Наиболее интенсивный рост таких организаций пришелся на последние десятилетия XX в. Основной его причиной стало жесткое регулирование деятельности банков в западных странах. Не скованные рамками банковского регулирования, небанковские кредитно-финансовые организации быстро осваивали новые банковские услуги и видоизменяли традиционные формы обслуживания. Банки, находясь в жестких рамках, не смогли своевременно включиться в этот процесс. К концу 80-х гг. XX в. границы между услугами банков, инвестиционных фондов, страховых компаний почти исчезли. В результате финансовые компании захватили большую долю рынка. Так, в Японии в 1975 г. 90 % задолженности корпораций приходилось на задолженность по банковским кредитам, а в 1992 г. этот показатель составил уже менее 50 %. В США доля банков в краткосрочной задолженности корпораций упала с 70 % в конце 70-х гг. до 50 % в конце 80-х гг.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12