Кризис ликвидности в российских банках

Страница 1

Российские банки в ближайшее время столкнутся с очевидной дилеммой. Средств для финансирования по-прежнему высокого спроса на розничные и корпоративные кредиты не хватает, так как возможность наращивать внешние займы резко сократилась. Соответственно, придется выбирать между корпоративным и розничным кредитованием.

Вполне вероятно, одни банки предпочтут опять сконцентрироваться на крупных заемщиках, которые возвращаются на внутренний рынок из-за сжатия международной ликвидности. Привлекательность такой стратегии ясна: несколько крупных клиентов позволяют вести бизнес с минимальными издержками на персонал. Второй стратегией будет, напротив, углубление в сегменты розничного кредитования и кредитования мелких и средних компаний. Преимущество этой стратегии заключается в том, что заемщики будут готовы согласиться на повышенные процентные ставки в отличие от избалованных крупных клиентов. Издержки для проникновения на этот сегмент достаточно высоки, но они могут быть оправданы ростом доходов.

В силу истории развития российской банковской системы представляется, что банков с первым типом стратегии роста будет в конечном счете больше. Очевидно, что государственные банки начнут кредитовать крупнейшие российские компании, которые пока не меняли свои амбициозные инвестиционные планы. Кроме того, не секрет, что выход на рынки розничного кредитования для многих банков был интересен либо как средство повышения своей стоимости в глазах иностранных акционеров, либо как возможность в дальнейшем удешевить стоимость фондирования через механизмы секьюритизации. На данный момент обе эти опции уже не так очевидны, как раньше: спрос иностранных банков на российские банковские активы будет зависеть от того, насколько разрушительными будут последствия финансовой нестабильности для иностранных организаций, а рынки секьюритизации на ближайшее будущее останутся закрытыми.

Рост розничного кредитования в последние годы часто рассматривается с точки зрения изменения структуры бизнеса российских банков, но достаточно редко с точки зрения изменения потребительских настроений. Тем не менее, рост жизненного уровня населения обусловлен именно тем, что банковские кредиты, о которых еще пять лет назад думали только единицы, теперь стали доступны многим.

Хотя по статистике в России банковскими кредитами пользуется 10% населения, но если вдуматься, эта цифра не так уж мала: это около 15 млн. человек или пятая часть экономически активного населения. На отдельных рынках, например на автомобильном, роль кредитов очень значима. По последним данным, почти 43% продаж на первичном рынке автомобилей приходится на сделки, оплаченные кредитами.

Эти аспекты повседневной жизни в целом настолько значимы, что находят отражение в структурных изменениях экономических индикаторов. Если в 2004 году доля розничных кредитов в финансирование роста потребления домохозяйств составляла только 14%, то в последние три года устойчиво превышает 40%.

Кроме привычки пользоваться кредитами у заемщиков сформировалось также устойчивое ожидание постоянного снижения процентных ставок. Многие банки стали предлагать такие услуги, как выкуп ранее взятых кредитов и, по сути, перекредитование по более низким ставкам. Иными словами, в последние годы банковский рынок был рынком с большим предложением кредитных ресурсов и ограниченным количеством клиентов, то есть рынком, на котором клиенты в значительной степени могли диктовать условия.

Сейчас рынок меняется. В свете международной ситуации, финансовые ресурсы в ближайшем, а может быть и в более отдаленном будущем, становятся более дефицитным фактором. Процентные ставки идут вверх, некоторые банки приостанавливают розничное кредитование. Очевидно, что все эти изменения становятся крайне неприятным сюрпризом для многих граждан, рассчитывавших на финансирование своих мелких и более крупных покупок через кредиты. Между тем фактор «кредитных ожиданий» становится таким же важным аспектом интуитивной народной оценки экономического благополучия, как и «инфляционные ожидания».

Страницы: 1 2 3 4 5