Биржевое котирование

Страница 3

Активы, прошедшие процедуру листинга (дословно английское слово "listing" означает включение в список) получают дополнительные преимущества. Это, прежде всего, высокая маркетабельность, то есть годность для реализации на рынке, поддерживаемый уровень ликвидности, относительная стабильность их цен. Другими словами, актив, прошедший процедуру листинга, как бы получает своеобразный сертификат качества. Это значит, что биржа гарантирует качество торгуемых на ней активов. Кроме того, перечисленные параметры находятся под постоянным контролем биржи, чем снижается риск от воздействия фактов мошенничества и манипулирования ценами.

Говоря о необходимости листинга, мы подошли к еще одной важной функции биржи, на которую, обычно, не обращают должного внимания. В самом деле, биржа, обеспечивающая процедуры листинга и котирования, по сути дела, превращается в систему поддержки рыночной стоимости торгуемых на ней активов. Если, например, таким активом являются акции, то они позволяют увеличить рыночную стоимость данной акционерной компании по отношению к ее балансовой стоимости. Также, компаниям, чьи акции котируются на бирже, легче добиться доверия у банков и финансовых институтов в вопросах кредитования и привлечения новых финансовых средств. Таким образом, листинг и котирование позволяют выявить наиболее надежные и качественные биржевые активы, способствуют повышению их ликвидности и, как следствие, - обеспечивают поддержку и стабилизацию рынка.

Бытует мнение, что процедура листинга применяется только к ценным бумагам, но не к физическому товару. А значит, к торгам на товарных биржах могут быть допущены любые товары, начиная от сырья и кончая готовой продукцией, в том числе продуктами питания, товарами народного потребления, недвижимостью, земельными участками, работами и услугами и т.п. К чему это приводит, и какие "ценовые ориентиры" при этом получаются, мы сейчас рассмотрим на следующих примерах.

Прежде всего, приведем одну цитату. "Чтобы проверить силу доказательства, на основании которого вы принимаете ту или иную теорию, полезно спросить себя, удовольствовались бы вы одинаково вескими доводами, решаясь на сколько-нибудь серьезный практический шаг. Например, купили бы вы дом вслепую, не поручив юристу выяснить право на владение, а слесарю - проверить канализацию?". Так писал известный английский писатель Уильям Сомерсет Моэм в 1925 году. Эти вопросы не потеряли своей актуальности и в наши дни.

На котировании (то есть на ряде чисел) построены все методы технического анализа биржевых рынков. Если кто-то сталкивался с этой стороной биржевой деятельности, то он помнит, что в основе анализа лежит факт наличия тренда (тенденции). Например, у вас есть ряд сделок (разумеется, на один и тот же актив) за какой-то период времени. Отметьте эти сделки точками в прямоугольной системе координат, где по горизонтальной оси отложите масштаб времени, а по вертикальной - масштаб цены. Теперь соедините эти точки прямыми линиями. Вы получили простейшее графическое изображения котировок. При этом, если в целом, последующие сделки были заключены по ценам выше предыдущих, то говорят о повышательной ценовой тенденции (в терминологии технического анализа - тренд растет). Если, в целом, последующие сделки были заключены по ценам ниже предыдущих, то говорят о понижательной ценовой тенденции (тренд падает). Если, в целом, последующие сделки были заключены по ценам незначительно отличающимся (в ту и другую сторону) от предыдущих, то говорят, что рынок перешел в состояние ожидания (боковой тренд). Все просто. Есть ряд чисел, отражающих цены сделок, - есть тенденция. Есть тенденция, - есть котирование. Есть котирование, - есть биржа. А теперь попробуем видоизменить эти логические связки. Нет ряда чисел, отражающих цены сделок, - ? Нет тенденции, - ? Нет котирования, - ? Ну, в общем, вы поняли. Тогда, как называется такая организация, у которой нет ряда чисел, нет тенденции, нет котирования? Варианты ответов: магазин, комиссионный магазин, торговая ярмарка, выставка-распродажа, торгово-посредническая фирма (ненужное - вычеркнуть). Выбирайте сами.

Можно выставить на продажу активы, имеющие сугубо индивидуальные свойства и представленные поштучно. Речь идет, в первую очередь, о недвижимости. Попробуем построить ценовой график по какому-нибудь объекту недвижимости. Сколько ценовых точек мы сможем нанести в системе координат? Конечно же, только одну. Можно ли по одной точке построить график и определить его тенденцию? Как эта цена будет меняться в течение последующих торгов, завтра, послезавтра, через неделю, через месяц? Как можно сравнить эту цену с прошедшим периодом времени? Как можно отследить динамику её изменения в дальнейшем? Как можно применить методы технического анализа (хотя бы самые простейшие), чтобы спрогнозировать её поведение на будущее? На все вопросы ответ будет один и тот же. Почему? Это связано с особенностями самой недвижимости. Во-первых, каждый объект недвижимости уникален, то есть имеет сугубо индивидуальные, присущие только ему свойства. Недвижимость не поддается стандартизации. Во-вторых, объект недвижимости исчезает с торгов после заключения по нему сделки, а, значит, постановка вопроса о дальнейшей ценовой динамике к нему не применима. Эту цену просто не с чем сравнивать, поскольку больше других ценовых точек просто нет. Возможно, кто-то на это возразит, что цену данного объекта недвижимости можно сравнивать с ценами других, схожих с ним объектов. Совершенно верно. Только с одной существенно оговоркой. Это относится уже к области оценочной деятельности и носит название метода сравнительных продаж и к биржевым механизмам никакого отношения не имеет. В третьих, ни дома, ни квартиры, ни здания или какие-либо объекты недвижимости не могут быть проданы оптом, да еще без предварительного осмотра покупателем. На бирже же происходит совершенно обратное - сделки заключаются на стандартные оптовые партии стандартного актива, не требующего никакого предварительного осмотра. Никому не придет в голову осматривать каждый литр нефти или каждый килограмм зерна. В четвертых, для реализации недвижимости необходимо предварительное, за определенный период времени до даты торгов, оповещение потенциальных покупателей посредством объявлений в средствах массовой информации. Это делается для того, чтобы как можно большее число людей смогло подробно ознакомиться с объектом продажи (включая изучение документов и физический осмотр объекта). Никто же не будет покупать "кота в мешке". На бирже же, опять-таки, оповещение покупателей через средства массовой информации не требуется, так как биржевой товар, прошедший процедуру листинга и допущенный к котированию, был вчера, есть сегодня, и будет завтра. То есть, он есть и будет всегда, до тех пор, пока биржа по тем или иным причинам не снимет его с котирования. Например, на Chicago Board of Trade торги с зерном проходят уже более 150 лет и никаких объявлений об этом в газетах или других средствах массовой информации, не дается. Потому, что об этом все и так знают.

Страницы: 1 2 3 4